"Доступность - это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог
и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
На данный момент в МАДОУ № 12 " Детский сад комбинированного вида" детей с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи) - 86, инвалидов нет.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №320 от 14.09.2018. Корпус 1 + Приложение 1 к Акту обследования ОСИ к паспорту доступности
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №319 от 14.09.2018 Корпус 2 + Приложение 1 к Акту обследования ОСИ к паспорту доступности
ДОСТУПНАЯ СРЕДА в МАДОУ № 12 "Детский сад комбинированного вида"
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- о специально оборудованных учебных кабинетах:
Корпус 1 (5 раздевальных (приёмных) (для приёма детей и хранения верхней одежды), 5 групповых (для проведения игр, занятий и приёма пищи), 5 спальных помещений, выделены места (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), 5 туалетных ( 2 туалетных комнаты на первом этаже), (5)умывальная.
Корпус 2 (4 раздевальных (приёмных) (для приёма детей и хранения верхней одежды), 4 групповых (для проведения игр, занятий и приёма пищи), выделены места (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), 4 туалетных ( 2 туалетных комнаты на 1 этаже), (4)умывальная.
Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Все группы оснащены необходимой детской мебелью, оборудованием, настольными играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учётом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 12 "Детский сад комбинированного вида" и ФГОС ДО.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей. Дети с ОВЗ (анатомо-физиологические особенности: слабовидящие, амблиопия, косоглазие, аутизм, слабослышащие, ЗПР, умственно-отсталые) могут посещать детский сад на общих основаниях. Для более сложных категорий ОВЗ условия не созданы.
Кабинеты оснащены оборудованием, содержат специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.)
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Технические средства для проведения практических занятий (коллективного и индивидуального пользования) для детей (анатомо-физиологические особенности: с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, амблиопия, косоглазие, аутизм, слабослышащие, ЗПР, умственно-отсталые) - в наличии, для инвалидов и лиц с другими категориями ОВЗ – отсутствуют.
- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотека – не предусмотрена.
В методическом кабинете собрана библиотека методической и психолого-педагогической литературы. Книжный фонд имеется в каждой возрастной группе.
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для занятий спортом имеется физкультурный зал обеспечен необходимым оборудованием для проведения физкультурных и музыкальных занятий. Имеются в количестве, рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров, обручи, гимнастические палки, флажки, скакалки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы, а также стульями, музыкальное оборудование для проведения музыкальных занятий.
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Реализуемые образовательные программы
Содержание образовательной деятельности в МАДОУ № 12 «Детский сад комбинированного вида» определяется Образовательной программой
Коррекционно-развивающая работа осуществляется на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 12 Адаптированная основная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание доступен.
- о специальных условиях питания:
В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами
- о специальных условиях охраны здоровья:
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состояние образовательного учреждения;
- осуществления контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание зданий территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарных правил.
Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно санитарным правилам разрабатываются:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- Составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, различных видов игр в зависимости от сезона.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья :
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе:
Министерство образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрено.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
В детском саду технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусматриваются.
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрено.